Он старался, как мог…
Однажды я держал в руках книгу, которую «увели» из Нью-Йоркской публичной библиотеки наши соотечественники. Книга называлась непонятным тогда словом «The Gunfighters» и, хотя была она на английском языке, книга была ясна, как Божий день. Ее не хотелось выпускать из рук — на огромного формата страницах (мелованная бумага, печать высокого качества) было невероятное количество иллюстраций, показывающих в мельчайших подробностях настоящий быт героев Дикого Запада. Книга будила во мне ребенка, рождала смутные и приятные грезы и понять, почему ее слямзили представители «самой читающей нации», было нетрудно.
Увы, о книге Юрия Стукалина «По закону револьвера. Дикий Запад и его герои» такого не скажешь.
Впрочем, справедливости ради, давайте начнем с положительных моментов — они есть, и их немало. Главное, как и обещано в аннотации, автор действительно впервые опубликовал на русском языке ряд уникальных, доселе неизвестных отечественному читателю фактов из жизни самых известных ганфайтеров и просто бандитов Дикого Запада. С чисто познавательной точки зрения «По закону револьвера» — прекрасное пособие по истории Америки тех романтических десятилетий, когда большинство вопросов решал великий уравнитель «кольт», а бандиты имели куда большую популярность, чем президенты. Уверен, что много нового для себя откроют и новички в этом предмете, и те, кто считают себя знатоками Дикого Запада. Для меня было новшеством то, что знаменитый Билли Кид был не романтическим героем, «desperados» — отчаянным сорвиголовой, поставившим себя над законом, а вполне обычным парнем, жертвой целой цепи роковых обстоятельств, приведших его, в итоге, под пулю шерифа Пета Гаррета.
Я бы не знал о том, что знаменитая перестрелка в Томбстоуне была больше похожа на резню, ибо половина ее участников вообще была безоружна. Я бы до сих пор пребывал в плену романтических образов Хоакина Мурьеты, Бета Мастерсона, Джесси Джеймса, Буча Кэссиди — отъявленных бандитов, идеализированных газетчиками того времени.
Ну, скажем, большинство из бандитов Дикого Запада предпочитали отнюдь не кольты, а дробовики — это было наиболее универсальное и многофункциональное оружие. Никто не обращает внимания и на то, что конструкция револьверов в то время была настолько несовершенной, что часто они стреляли от малейшего толчка, так что никто не носил оружие за поясом и не крутил его на пальце до или после выстрела. Кроме того, неожиданностью для читателя наверняка станет такая «мелочь» как точность стрельбы — ведь бездымный порох во времена Дикого Запада еще не вошел в обиход, после каждого выстрела стрелок окутывался облаком плотного дыма — куда уж тут говорить о легендарной меткости знаменитых стрелков-ганфайтеров?
В общем, есть у книги плюсы, жаль, что не они определяют общее впечатление от чтения.
Увы, автор часто обходится голословными заявлениями и злоупотребляет лирическими отступлениями (часто просто не вполне грамотными). Иллюстрации многочисленны, но все сплошь черно-белые и небольших размеров.
И, хотя эту книгу точно не будут красть из библиотек, хочется все же заступиться за Юрия Стукалина, перефразировав старую истину времен Дикого Запада: не стреляйте в автора — он пишет, как может…
Владимир Мазур
Юрий Стукалин сумел посеять зерна сомнения в отношении тех образов, что многие годы успешно тиражируются Голливудом. Он сумел обратить внимание на детали, которых авторы вестернов упорно не замечают.