Ющенко гонит… людей Медведчука
Президент Виктор Ющенко направил письмо премьер-министру Юлии Тимошенко, в котором настоятельно рекомендует разобраться с лишними фигурами на правительственной сцене
Разнообразные не те
Похоже, в государственных верхах назревает внеплановая чистка рядов. Обычно подобные ревизии проводятся на начальном этапе реализации замыслов нового руководства или в связи с возникновением трудностей субъективного характера. Выдавливание прыщей на светлом челе Кабинета министров стало осознанной необходимостью для Виктора Ющенко, поскольку, по его мнению, кадровый состав правительства слегка обезображен остатками былой номенклатурной роскоши. Имеются в виду лица, «чья репутация и деловые качества не отвечают принципам, на которых строилась Демократическая коалиция». В письме, адресованном премьер-министру Юлии Тимошенко, президент настаивает на принятии соответствующих мер в отношении данных лиц, учитывая, однако, их «реальные достижения».
Ложкой дегтя в апельсиновом соке стали «люди Медведчука». Идеальные претенденты на выдворение из министерств, овеянные несмываемой славой причастности к СДПУ(о).
В письме президент выражает свою озабоченность пребыванием на посту первого замминистра регионального развития Алексея Ищенко, в прошлом заместителя Виктора Медведчука. «Что он делает в правительстве Демократической коалиции?» — спрашивает Виктор Ющенко. Хороший вопрос. Действительно, что такого полезного может сделать в правительстве человек, грудью прокладывавший дорогу Виктору Януковичу на выборах 2004 года, и который, будучи некогда одним из лидеров СДПУ(о), в январе 2005 года «подписал заявление о невозможности своей дальнейшей деятельности в органах исполнительной власти и переходе в оппозицию».
Свита Медведчука расползлась по жизненно важным органам власти. Виктор Ющенко обращает внимание премьера на такие противоречивые личности, как Тарас Казак (заместитель главы Гостаможслужбы) и Александр Паршин (первый заместитель главы Национального агентства по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов). Президент обеспокоен их ролью на упомянутых должностях и считает, что миссия Казака и Паршина исчерпалась с того самого момента, как прекратила существование предыдущая коалиция.
Вслед за этим выясняется, что в кресло советника премьер-министра Бог знает за какие доблести уселся Александр Задорожный. Тот самый, который в свое время всеми правдами и неправдами «навязывал депутатам волю Медведчука, в частности во время попыток провести так называемую «политическую реформу» и обеспечить передачу власти в стране по сценарию СДПУ(о)». Что уж там послужило причиной казуса — неразборчивость Юлии Тимошенко или ее личные симпатии — неизвестно. Тайна сия велика есть, потому Виктор Ющенко терпеливо ставит очередные вопросы: «обсуждались ли кандидатуры указанных служащих Советом коалиции? Рассматривались ли другие кандидатуры, чья деятельность отвечала бы принципам, на которых основывается Демократическая коалиция?»
Интересно, что на поприще руководителя Госком-архива до сих пор остается Ольга Гинзбург, соратница Петра Симоненко и обладательница, без сомнения, любопытных заслуг. Почтенный коммунист-архивариус О. Гинзбург, не таясь, выкурила из своего ведомства опытных профессионалов и приноровилась злоупотреблять служебным положением. То ли используя всевозможные дамские отговорки, то ли спрятав в декольте связку ключей от Госкомархива, но она каким-то чудом ухитрилась перекрыть доступ к исторической справедливости. «Неужели КПУ является частью коалиции, что ее представитель так уверенно чувствует себя на правительственной должности?», — удивляется Виктор Ющенко.
Ну и, наконец, Василий Базив. Как в 2006 году глава секретариата президента Виктор Балога назначил его своим советником по информации, так он оттуда и не возвращался. И это при всем при том, что он еще в 2003–2004 годах был глашатаем самого Кучмы — руководил Главной аналитической службой администрации президента. Кого-кого, но соловья кучмовского режима Виктор Ющенко терпеть подле себя не намерен.
Живьем брать демонов!
Стало быть, задание Юлией Тимошенко получено и даже возымело подобающую огласку президентской пресс-службой. Людям Медведчука в правительстве, скорее всего, в ближайшее время предстоит заказывать новые визитки, если взамен им не будет предложено какое-нибудь другое место. С одной стороны больно уж смахивает на политические репрессии, но с другой понятны опасения президента, связанные с успешной реализацией принятых и грядущих программ.
И все-таки кажется маловероятным, что в пересмотре кадрового состава по партийной принадлежности будет заложен непредвзятый анализ профессиональных достоинств означенных лиц — тогда бы имя Медведчука здесь даже не фигурировало. Такой оценки наверняка не будет — профессионализм в высших слоях власти неразделим с партийностью. О манкуртах, перебегающих из лагеря в лагерь с полными чемоданами идей и прозрений, речи нет, — они-то как раз останутся на своих местах, целы и невредимы. (Если всех их выгнать, при деле останутся семь человек, и те, как окажется впоследствии, хорошие друзья).
Сам по себе партийный подход настораживает. Именно партийный, а не идеологический — идеология как мировоззренческая категория в украинской политике уже не является самостоятельным феноменом. Она вообще ничем уже не является, ее нет в живых, она осталась на траурных фотоснимках и плакатах с предвыборных кастингов. Несмотря на это мы рискуем впустить к себе не такую уж и забытую практику шельмования и «охоты на ведьм». А за барочным фасадом дискуссий о целесообразности как всегда будут сокрыты до смешного неинтересные штучки: этот не так и не туда плюнул когда-то, тот когда-то что-то взял без спросу, или не поделился… Теперь оба часто видны на улице, собирающими подписи у водителей маршрутных такси. Потому что никто не знает толком, что же это такое: «пребывание на должности считать нежелательным». А компромат можно собрать даже на Иисуса Христа — где он был те восемнадцать лет, что не описаны в Евангелие?.. Неизбежность украинского маккартизма сомнительна, зато предпосылки к нему вполне зримы.
Когда-то Лоренс Питер сказал: «Главный изъян демократии в том, что только партия, лишенная власти, знает, как управлять страной». Украина с избытком отрабатывает эту сентенцию. Еще бы, стоит только такой всезнающей партии добраться до власти, как она норовит демонтировать все, возведенное до ее пришествия. Еще одна такая победа, и все мы точно проиграем.