Очень сложное кино
Двенадцатого апреля в Харькове стартуют Дни польского кино. Среди заявленных фильмов есть лента режиссера Анджея Вайды «Катынь», уже наделавшая много шума.
Совершенно не зря этот фильм в России восприняли как минимум прохладно. Потому что этот эпизод истории — катынский расстрел — одно из самых больных мест российско-польских отношений. Еще Горбачев признал вину Советов, но, тем не менее, вопрос о геноциде остался открытым.
Это политически-исторический фильм. Очень непростой жанр. Но тем не менее в первую очередь «Катынь» о людях. В фильме много персонажей. Это и профессор университета, который погибает вместе с коллегами в немецком лагере. Это и семья польского офицера, которых спасает от смерти русский военный. Это и сестры, которые после окончания войны выбирают разные судьбы и разное прошлое.
В каждой польской семье до сих пор помнят Катынь. Поэтому в фильме так много героев. Здесь нет главного и второстепенного. Нет разделения на важное и не очень. Столько деталей, которые могут сказать гораздо больше, чем множество диалогов, столько страшных символов. Чего стоит мимолетный кадр, на котором виден крест. А от Иисуса осталась только одна рука. Или кровь убитых польских генералов, которую с пола смывают водой из ведра.
Этот фильм — о столкновении двух тоталитарных режимов. И это понятно с первых кадров. Именно тогда в ленте встречаются две толпы беженцев. Одни бегут от Советов, а другие от немцев. Этот же прием есть в фильме еще один раз. Кино о катынской трагедии сначала показывают немцы, обвиняя СССР в случившемся. И через время ситуация становится обратной. Советские военные принуждают людей подписывать бумаги о том, что это дело рук фашистов.
В эту борьбу втянуты не только военные, но и мирное население и даже церковь. Об этом — еще один эпизод фильма. Сестра не может установить надгробную плиту в память о погибшем в катынском лесу брате только потому, что она уверена — это преступление совершили советские власти. В угасающих лучах солнца — уезжающая машина НКВД и разбитая плита с фотографией польского военного.
Осенью прошлого года министр национальной обороны Польши Александр Щигло заявил, что каждый солдат Войска Польского должен посмотреть эту ленту. Я думаю, что ее стоит посмотреть и каждому украинцу.