Любовь на всю жизнь
Есть такое выражение — «любовь длиною в жизнь». И что бы ни говорили циники, а так бывает. Принято считать, что с годами любовь уходит, остается привычка, а жизненные неурядицы и бытовые проблемы убивают даже самые светлые чувства. Вот только Андрей Максимович Клюев категорически с этим не согласен — они с супругой Екатериной Дмитриевной уже 61 год вместе, но по-прежнему трогательно любят друг друга, и считают, что если любовь настоящая, то умереть она не может.
«Война есть война…»
Юность обоих супругов пришлась на военное лихолетье. Девятнадцатилетний Андрей Клюев ушел на фронт летом сорок первого года. В конце войны служил в разведке — главной задачей молодого сержанта было брать «языка». У Андрея Максимовича и сейчас хранятся трофеи тех лет — сумка немецкого генерала, кортик морского офицера вермахта (красивое оружие, с которого Клюев собственноручно спилил свастику), документы. В старенькой папке — наградные документы, пожелтевшие от времени, с подписями легендарных советских военачальников. Андрей Максимович четырежды был ранен, но дошел до Берлина.
С Катей Дубинко Андрей познакомился уже после войны, в сорок седьмом году.
—Я приехал к родителям, смотрю, по соседству ходит симпатичная девушка в шинели, — вспоминает ветеран. — Очень мне она понравилась… Я у мамы спрашиваю: «Кто это?». А мама говорит: «Солдатка до соседей приехала». Значит, тоже воевала…
Екатерина Дмитриевна прошла всю войну. На долю девушки выпали тяжелые испытания. После фельдшерских курсов она работала в госпиталях, на санитарных эшелонах. Симпатичная, с бесенком в глазах, сестричка то и дело привлекала внимание старших офицеров, которые не единожды пытались сделать ее любовницей. Однако девушка неизменно отвергала все ухаживания начальства, приобрела репутацию «хулиганки» и строптивицы, и ее попросту отправили на передовую.
Сколько раненых прошло через ее руки, Екатерина Клюева даже не помнит. Говорит только, что столько страданий, крови, боли и горя она больше никогда не видела.
—Умирает мальчишка у тебя на руках, а ты и помочь не можешь, — рассказывает Екатерина Дмитриевна. — Да что там говорить, война есть война…
Под Сталинградом Катя получила тяжелейшее ранение в грудь. Огромный, через всю грудь шрам напоминает о том, что выжила она чудом. После госпиталя вернулась в строй. Как-то во время бомбежки получила контузию, после которой ее и по сей день мучают страшные головные боли. Не успела восстановиться, как новая беда — воспаление брюшины, уложившее девушку на несколько месяцев на больничную койку. Но молодой организм справился, и медсестра опять заняла привычное место — ее ласковые и сильные руки были необходимы раненым. Хотя уже тогда она могла со спокойной совестью демобилизоваться — статус инвалида войны вполне это позволял.
Екатерина Дмитриевна вздыхает и повторяет: «Война есть война: кровь, грязь, горе…»
Одна на всю жизнь
Знакомство с соседским пареньком очень быстро переросло в настоящее чувство, и Катя с Андреем поженились. Хотя наряд невесты Екатерине довелось надеть только на серебряную свадьбу.
—Я жениха сама выбрала, такого голубоглазого, — смеется женщина. — Он же самый хороший… Они все были хорошие, наши мальчики в госпиталях, и все прекрасно ко мне относились, никто никогда меня словом не обидел. Но мой Андрюша — лучше всех.
—Я ее очень люблю, — говорит Андрей Максимович. — Мы были такими молодыми, у нас была пустая комнатенка и спали мы на полу под шинелью, но как нам было хорошо! Катя — моя первая и последняя любовь, одна на всю жизнь…
Немного странно слышать такие слова от пожилого ветерана: обычно мужчины скрывают свои чувства. Глядя на то, как ласково он гладит руки своей жены, по-хорошему завидуешь: пронести через всю жизнь взаимное чувство — это не каждому дано.
В их маленькой квартирке уютно и чисто. Екатерина Дмитриевна — прекрасная хозяйка и мастерица на все руки. Она и сейчас сама шьет себе наряды, печет необыкновенно вкусные торты и пироги. Клюевы вырастили сына, и сегодня у них двое внуков и есть уже правнук.
На провокационный вопрос: «А были ли в жизни соблазны?» (такого красивого мужчину наверняка ведь осаждали дамы), Андрей Максимови ч ответил:
—Конечно. Одна моя сотрудница сама говорила: «Эх, Андрей, я бы тебя так любила…». Но я никогда не предавал жену, и та моя сотрудница знала, как я люблю Катю, это ее сильно расстраивало. А мне никто, кроме моей жены, был не нужен, никогда.
…Уходить из гостеприимного дома не хотелось. В скромной квартирке Клюевых особая атмосфера, какая-то аура тепла и доброты, и оно неудивительно: ведь это дом, в котором живет сама Любовь…
Комментарии:
Love is love! Пусть каждому так повезет!