Скульптурная Курбалесия
В Харькове до сих пор нет памятника основателю театра «Березиль»
В том, что в Харькове должен быть памятник Лесю Курбасу, сомнений не возникает. Здесь он основал театр «Березиль» и стал режиссером мирового уровня. Скульптор Семен Якубович готов начать работу над памятником. Нашелся и спонсор, согласный оплатить его проект. В этом месяце скульптор подает прошение в горсовет по поводу места, где будет увековечен великий актер и режиссер. Но когда появится памятник и будет ли он таким, как сейчас предполагает автор, пока под большим вопросом.
Семен Якубович — автор многих памятников и мемориальных досок великим украинцам. Это и Квитка-Основьяненко, и Дмитрий Багалей, и Марьян Крушельницкий, и Леонид Быков. На входе в Харьковский зоопарк посетителей встречают пантеры — тоже в исполнении Якубовича. К образу Курбаса скульптор обращается не впервые: на театре имени Шевченко его доска, на 13-м кладбище, где покоятся жена и мать великого актера, мемориал.
Вдохновленный курбас
Разговор о памятнике Лесю Курбасу начался еще в 80-х годах. Скульптор дружил с его учениками — актерами Романом Черкашиным и Юлией Фоминой, которые тогда заведовали музеем театра имени Шевченко. Они и предложили поработать над проектом. Эскизы памятника им понравились, но до воплощения дело не дошло — не было денег.
Сейчас Семен Якубович близок к осуществлению своей мечты. Вместе с заслуженным архитектором Павлом Чечельницким они разработали проект бюста — Курбас в творческом полете. Скульптор считает, что должен быть памятник, где создатель «Березиля» предстает не жертвой тоталитаризма, а творцом.
— На кладбище и на театре Шевченко трагические маски Курбаса, ближе к расстрелу. Это уже передано достаточно. Здесь мы хотели показать Курбаса в момент вдохновения, — объясняет Семен Якубович.
Полутораметровый бронзовый бюст и гранитный постамент, всего — шесть метров. Может быть, все будет выполнено из гранита, предполагает скульптор. Что касается места, то сначала авторы думали поставить памятник возле дома «Слово», где жил Курбас, или рядом с Зеркальной струей, где до войны был театральный институт. Наконец остановились на улице Рымарской, возле школы, — как раз недалеко от театра.
Фигура или бюст?
Нынешний проект памятника — только бюст. На то, чтобы сделать Курбаса в полный рост, не хватает финансовых возможностей.
— Фигура стоит 2–3 миллиона, где эти деньги достать? — недоумевает Семен Якубович. — У нас сейчас есть заказчик — фирма от Союза художников, есть спонсор, который полностью оплатит работу. Этот проект обойдется тысяч в 300–500, это же не миллионы.
Были б средства, я бы и фигуру сделал, — говорит скульптор. Тем более, что в 2003 году он подготовил немало эскизов для Андрея Жолдака. Экс-руководитель театра тогда тоже думал об установке памятника Курбасу.
— Он заявил: мне нужно, чтобы фигура выходила из театра, держась за ручку, — рассказывает скульптор. — Это же бутафория будет, памятники так не ставят. Он намекал, что ему нужно что-то абстрактное. Короче, у нас ничего не вышло.
Тем не менее, говорит Семен Якубович, проект нынешнего бюста так понравился Жолдаку, что он забрал его себе и не хотел возвращать.
Надолго ли тронулся лед?
Если городские власти дадут согласие на место, бюст сделают к 2010 году — 123-летию со дня рождения Курбаса. Но такие дела могут затянуться, это Семен Якубович знает на собственном опыте:
— С Квиткой морока была больше 30 лет. В 57-м году мне, молодому скульптору, поручили сделать проект памятника. Сделал проект и трехнатурный бюст, обком партии был доволен. Вдруг КГБ запретил. Почему раньше нельзя было сказать, что нельзя ставить напротив военного завода? Как будто Квитка-Основьяненко одним глазом через паркан увидит, что там выпускают! Боялись интереса иностранных туристов, шпионов.
Тот бюст передали заводу имени Шевченко, и после этого его никто не видел. Памятник Квитке-Основьяненко установили в 1993-м. Спешили так, что даже швы на фигуре не заварили, а замазали клеем.
— Внутрь залили цемент — от этого была страшная коррозия, — рассказывает скульптор. — Я составил акт, что такую работу ставить нельзя, но меня никто не слушал. И через 5–10 лет он уже начал расходится по швам. Два года тому назад разрешили сварить. Делали на месте, лампой жгли, потому что нужно было его нагревать.
Проект бюста Курбасу поддержали творческие организации: Фонд культуры, секция скульптуры Союза художников, Союз писателей и Академия культуры — организатор конференции, посвященной Курбасу. Но что будет с проектом и памятником дальше, автор не знает.
Как леонид быков позировал обнаженным
Семену Якубовичу недавно исполнилось 85, он участник войны. На фронт его не взяли из-за плохого зрения, поэтому с 1942 года работал в тылу, в трудармии.
— Это как сталинский ГУЛАГ, страшное дело. Как я выжил, не знаю. Люди ни за что гибли в тылу. Глядишь — бомба, а потом там лежит мертвый. Мы работали на заводах, военных объектах, строили мосты, рыли окопы. Относились — все для фронта, а на нас и смотреть не хотели. Мы были опухшие, голодные, милостыню просили.
После войны он пошел работать оформителем в театр имени Шевченко, лепил скульптуры для спектаклей. В бутафорский цех часто заходили актеры. Семен Якубович помнит Марьяна Крушельницкого и молодого Леонида Быкова.
— Очень хороший был человек, добрый, самое главное, порядочный. Однажды он зашел ко мне, играл на гитаре, чаек попивали. И я говорю: вот мне позировал Крушельницкий для спектакля «Ватутин». И Леня тогда в шутку: а я что, не попозирую? Я как раз лепил обнаженного Геракла. Он разделся до трусов, взял бутафорскую гирю и стал в позу героя.