Новое поколение выбирает
Девятнадцотого мая отмечается День пионерии. Как бы там ни было, но красный галстук повязывают не только любители ностальгических вечеринок в стиле «Рожденные в СССР», но и вполне реальные пионеры. Все они из области, а в самом Харькове потенциальных комсомольцев нет. Накануне 86-й годовщины создания пионерской организации 19 ребят из Купянска и Изюма пополнили ряды юных ленинцев.
Первыми у памятника Ленину появляются пионеры из села Русская Лозовая. В воскресное утро на площади одни велосипедисты. Увидев детей, они тут же достают фотоаппараты. Ребята выстраиваются на ступеньках, жалуясь, что солнце светит в глаза, а кто-то просит выше поднять знамя. Вскоре прибывают автобусы из Изюма и Купянска. Некоторые ребята в пилотках, но еще без галстуков — их будут принимать в пионеры.
Выстраивает детей Первый секретарь обкома КПУ Алла Александровская. Говорит, что в пионерской организации практически ничего не изменилось.
– Если вспомнить советское время, то работа с пионерами — это воспитание хорошего человека. Вот мы им об этом говорим: пионер — это первый в оказании добрых дел, это пример в учебе, пример культуры поведения. Мы сейчас их призываем, чтобы они были помощниками комсомола. Мы хотим, чтобы они заняли определенную политическую позицию — но это в дальнейшем, когда они вырастут. А в возрасте 7–8 лет нужно формировать личность, — считает Алла Александровская.
Возложение цветов к памятнику Ленину — обязательный пункт программы. За происходящим наблюдают женщина с коляской и пожилой мужчина. Женщина наклоняется к малышу: «Смотри, какие пионеры! Видишь, дети пошли дедушке Ленину цветочки положить». Потом, обращаясь к мужчине: «А давай, и мы положим?». Тот не разделяет ее порыва: «Да он столько народу угробил».
«Ленин — великий пионер»
Выстроившись по парам, пионеры идут к Аллее славы. «Кто шагает дружно в ряд?» — то и дело запевают их родители и случайные прохожие. Какой-то парень на скамейке: «О, пионеры! Зачем это их по жаре мордовать?» Одна из мам, обидевшись: «Тоже мне, выпил пива и выступает! А у нас дети дисциплинированные».
За Зеркальной струей начинается линейка. Вступающие в пионеры (а среди них и малыши 7–8 лет, и школьники постарше) вытягивают правую руку с галстуком. Салют, почти военное «товарищ старшая вожатая» и «рапорт сдал — рапорт принял». Отряд из Русской Лозовой читает очень патетические стихи о пионерах, погибших во время войны.
Семилетней Ане Пархоменко вступить в отряд посоветовали учительница и мама. «Пионеры добрые, всех слушают. Они не жадничают», — говорит Аня. Зато кто такой «дедушка Ленин», девочка пока не знает.
Стасик Пархоменко точно знает, почему вступает в пионеры. «Тому що вони завжди перві», — уверенно говорит мальчик. О пионерах ему рассказывала учительница, поэтому красными галстуками обзавелся почти весь класс. Спрашиваю, знает ли он, кто такой Ленин. «Знаю. Це великий піонер», — бойко отвечает Стасик. «А что он делал?» — «Воював».
Красный, синий, голубой
Девятиклассница Юля Потапенко вспоминает, что после посвящения в пионеры она почти каждый день ходила в школу в новеньком синем галстуке. Это не ошибка — галстук действительно синего цвета. В школе № 25 на Салтовке, где учится Юля, пионерскую организацию возродили в новом формате: вне компартии и вне политики вообще. «Пионеры–комсомольцы–партия» изменилось на «Я–семья–Родина». Но, как и пионеры в СССР, ребята отдают салют, шефствуют над малышами, помогают ветеранам и даже собирают макулатуру. То, что слово «пионер» ассоциируется в основном с советской эпохой, их не смущает. Пионеры — это просто первые, уверяют Наташа Амброзяк и Алена Губарь. Малыши 8–10 лет в школе не «дети Октября», а «цветы жизни» — барвинчата.
Другие люди воспринимают их «пионерство» вполне нормально, даже умиляются, — рассказывают школьницы. Недоразумения случались, когда цвет галстука был голубым: на мальчиков косо посматривали. Поэтому вскоре он стал синим — этот цвет у новых пионеров означает «поверь в себя и помогай другим».
Кстати, синие галстуки носили и «коммунистические дети». Правда, это было в ГДР. Моей маме, например, такой подарок прислала подруга по переписке — немецкая пионерка Доротея.
Из 517 учеников 25-й школы в дружине около 400. Кого-то в пионеры не пускают родители (например, из религиозных соображений), но таких единицы. Никакой обязаловки: вступление и выход — дело добровольное.
Лариса Бирюченко — педагог-воспитатель, «вечная вожатая». Считает, что создание централизованной организации может обернуться формализмом: в первую очередь, это должно быть нужно самим детям.