Человекокуклы
Уже много лет Жозе Наварро совершенствует разнообразные техники театральной анимации
Когда та или иная часть тела вдруг начинать жить своей жизнью — это не обязательно патология. Спектакль «A la carte» участника фестиваля «ANIMA» Жозе Наварро продемонстрировал, насколько широкие возможности в плане создания сценических образов заключает в себе человеческое тело.
Пустая бутылка, лента и шарик от пинг-понга — в руках Жозе Наварро эти предметы превращаются в чуть-чуть печального джентльмена. Наклон влево: в таком положении аниматор находится несколько минут. В это время под смех зрителей поет кукольный тенор, держа микрофон руками самого аниматора.
Жозе (Хосе) Наварро — англичанин перуанского происхождения. На протяжении 13 лет он совершенствaует разнообразные техники театральной анимации. Поэтому представление, которое он дает в Харькове — не единый спектакль, а серия из нескольких номеров. Каждый построен вокруг одного персонажа.
— Когда я делал это шоу, то хотел, чтобы оно было открытое, понятное и доступное для людей, — говорит Жозе Наварро. — Понятное и с точки зрения тематики, и с точки зрения техники. Шоу построено из разных кусочков: в этом его особенность и отличие от других представлений фестиваля.
Мутанты
В «A la carte» нет никакого тайного смысла — только игра с анимационными формами и техниками. Но пластичные образы, которые создает Жозе Наварро, заслуживают внимания. Хотя бы потому, что подобные им надо еще поискать. Его человекокуклы — странные мутанты, сконструированные по типу кентавров, минотавров и прочих мифических существ. Причем некоторые соединяют в себе даже не человека и предмет, а человека, предмет и снова человека, который удваивается благодаря тому, что какая-то часть его тела получает дополнительную жизнь. Причем здесь возможны самые радикальные перевоплощения: к примеру, нога получает временную привилегию стать головой, и к тому же, носить очки.
Но любимые герои Жозе Наварро — перчаточные куклы перуанских танцоров. Одного из них он даже скопировал с реального человека.
— Эти персонажи и их костюмы взяты из реальной жизни, — рассказывает аниматор. — Идея такая: два танцора, которые друг с другом соревнуются. Это традиционные перуанские танцы, я сам их раньше танцевал.
Индивидуальный спектакль
Сейчас Жозе работает над новым спектаклем, по сравнению с которым все показанное раньше кажется уже традиционным. В основе четырехминутного представления — впечатления от путешествия по Амазонке. Представление будет проходить не в зале, а в палатке, причем зрители будут заходить туда по одному.
— Каждое представление будет отличаться от предыдущего, потому что нельзя повторить для всех абсолютно одинаково. Для человека это будет какой-то духовный опыт. Там будет маска, нужно ее надеть и смотреть представление только в маске, — говорит Жозе.
Персонажи (индейцы) свисают сверху, но они не марионетки. Куклы будут двигаться с помощью техники, а некоторые образы должны создаваться с помощью света и тени. За счет световых эффектов, говорит Жозе Наварро, человек будет воспринимать все происходящее немного по-другому. Спектакль, который в этом году аниматор покажет в Лондоне, харьковские зрители, возможно, увидят на следующем фестивале «ANIMA».