Дискриминация по половому признаку

Дискриминация по половому признаку

Наших мужчин, оказывается, надо не только любить и беречь, но и защищать от дискриминации по половому признаку. По крайней мере, так утверждают участники всеукраинского круглого стола «Права мужчин в контексте равных прав и равных возможностей». Гендерное неравенство — это вам не навязчивая идея феминисток, а реальная проблема, причем страдают от нее не только женщины.

Если дела идут ну очень плохо, можно выговориться перед близким человеком, сходить к психологу или, в конце концов, вдоволь поплакать. Стоп. Если плачущая женщина — это более-менее допустимо, то мужчина, обливающий слезами свою или чью-то жилетку… Как-то нехорошо, не вяжется эта картина с идеалом «сильного и мужественного». Вот вам пример гендерной дискриминации. Если на минуту забыть о традиционных представлениях и руководствоваться одной логикой, то можно задать вопрос: почему, собственно говоря, только женщины имеют право плакать?

Мужчины в кризисных ситуациях

Адаптационный центр для мужчин. Так называется общественная организация в Тернополе. Сначала это был просто стеб. — рассказывает руководитель Владимир Ханас. — Раз есть женские организации, так давайте сделаем такую же мужскую. И первый пункт устава вышел, казалось бы, пародийным: «Помощь мужчинам в кризисных ситуациях». Оказалось, что таких ситуаций предостаточно. И люди, которым нужна помощь — не алкоголики или наркоманы, а те, которых принято называть «обычными», «нормальными». В Адаптационный центр обращаются в основном женатые мужчины с высшим образованием от 35 до 50 лет. Приходят чаще всего с семейными проблемами. Иногда им нужно просто выговориться.

— Насправді чоловіки переживають величезну кількість стресів: негаразди на роботі, негаразди в родині, — рассказывает Владимир Ханас. — І з тих питань, які їх турбують, вони, як правило, не звертаються до лікарів, вважаючи, що суспільство може по-різному відреагувати. Наприклад, чоловік займається певним бізнесом. Він на межі п’янки, оскільки дружина знайшла молодого коханця, а фірма, що створювалася роками, записана на дружину і розвалюється. Тобто були мотиви: я зароблю гроші, у мене буде сім’я, буде все нормально, а в результаті — розвалена фірма і немає сім’ї.

Бизнесмены, политики и чиновники в Адаптационном центре — не редкость. Пик обращений был в 2006-м году, после выборов в местные советы. Был мужчина депутатом — и не стал, баллотировался — не прошел. Снова стресс. Судя по тому, что люди обращаются за помощью, это действительно проблема, — считает Владимир Ханас. Парадоксально, но борьба за увеличение женщин в высших эшелонах власти может считаться и защитой прав мужчин.

— На вищих рівнях більшість чоловіків. А, власне кажучи, це теж їхня проблема! — утверждает руководитель Адаптационного центра. — Тому що керівник високого рангу постійно в депресивному стані. Якщо говорити трохи цинічно: ця робота — голови райадміністрації чи начальника управління обладміністрації — викликає стреси, які ведуть до проблем зі здоров’ям. Якщо передати цю частину жінкам, то хай, перепрошую, помучаться, але відповідно будуть мати більші гроші, вищі посади.

Закон суров, но стереотипы жестче

На законодательном уровне в Украине вроде бы все в порядке. Есть закон об обеспечении равных прав женщин и мужчин. Женщины — на первом месте, как более незащищенная категория. В законе уточнения: отпуск по беременности, обязательная военная служба и разница в пенсионном возрасте дискриминацией не считаются (а в некоторых странах возмущаются: «чего это только мужчины должны идти в армию?»). Охрана репродуктивного здоровья женщины (запрет на работу в шахтах и на другом вредном производстве) — тоже не дискриминация. Правда, об охране мужского репродуктивного здоровья в законодательстве ни слова.

Владимир Ханас — сторонник гендерной квоты в партийных списках. Чтобы в партиях было 30–35%… нет, не женщин или мужчин, а «представителей одного пола». Еще одной проблемой защитники прав мужчин считают то, что при разводе дети почти всегда остаются с матерями. В тернопольском Адаптационном центре было немало судебных разбирательств, связанных с вывозом детей за границу.

— В Західній Україні це стало майже масовим явищем, — говорит Владимир Ханас. — Жінки виїжджають за кордон: вони фінансово набагато потужніші, заробляють великі гроші, а чоловіки залишаються в Україні, няньчать дітей. Через 6–7 років дружина створює собі нову сім’ю по іншому законодавству, приїжджає сюди, купляє суддів і вивозить дитину за кордон. Суди приймають рішення: оскільки мама має грошей більше, ніж батько, дитину треба віддати їй. А те, що шість років виховував батько, не враховують.

Как говорится, традиция сильнее закона. Выработанные веками модели поведения становятся причиной дискриминации: мужчина не плачет, потому что он мужчина. А всевозможные «энциклопедии для маленьких плейбоев» тиражируют гендерные стереотипы, вдалбливая в юные умы: «ты — охотник, добытчик денег, чуть ли не агрессор, а всякими бытовыми делами должна заниматься слабая «хранительница очага». Это не значит, что всех мальчиков надо посадить за игру в куклы или дочки-матери. И не значит, что все молодые люди должны поголовно стать плачущими эмобоями. Главное, не впадать в крайности.

О каком-либо мужском движении в Харькове речь не идет. Права мужчин, похоже, больше беспокоят прекрасную половину человечества. Вот и круглый стол организовала женская общественная организация «Крона». Мужчины же или не подозревают, что у них есть какие-то гендерные проблемы, или просто не хотят жаловаться.

Татьяна Винокурова 
 
версия для печати
 
 
Загружается...

Новости Украины

Loading...
Loading...

META.новости

Загрузка...
©2007-2024, Медиа группа «Объектив», Харьков

Использование материалов разрешено только при наличии гиперссылки.

Редакция не несет ответственность за сообщения, оставленные посетителями.

По любым вопросам Вы можете связаться с редакцией


мобильная версия сайта

размещение рекламы

подписывайтесь на RSS

«добавляйтесь»
 
free counters