Сюрпризы приемной кампании
Вступительная кампания-2008 в самом разгаре. Приемные комиссии работают круглосуточно, как на президентских или парламентских выборах. Чтобы попасть к кому-то на интервью, нужно протиснуться сквозь толпу абитуриентов — испытание, достойное «Форта Буаяр» или «Игр патриотов».
Сюрпризы года тотальной сертификации: резкое уменьшение заочников и наплыв льготного контингента.
Чтобы подать документы, Катя Гура простояла в приемной комиссии два дня. На престижные специальности в ХНУ имени Каразина очередь занимают с шести утра, а с каждым абитуриентом разбираются по сорок минут. Причем поступить надеются даже те, у кого по тестированию меньше 124 баллов (по закону приемная комиссия не примет у них документы). Катя поступает на две специальности: «туризм» и «международные экономические отношения» на бюджет и контракт.
— Мама мне сказала: проще уже на контракт, чтобы потом не мучиться, это нам выльется в то же самое, — рассказывает абитуриентка. — Это я уже по пути решила подать и туда, и туда. А вдруг? Почему не поступаю только на бюджет? Я думаю, высокие результаты есть и у других абитуриентов, поэтому лучше, чтобы все-таки была какая-то подстраховка.
То, что контрактников в этом году поубавилось, в приемных комиссиях отрицают. Причем у некоторых в сертификатах довольно-таки высокие баллы (даже 190). В ХНУ имени Каразина каждый десятый абитуриент идет на платную форму обучения. Правда, большинство из них — участники вузовских олимпиад, которые выбрали ее целенаправленно.
Заочники, где вы?
Независимое тестирование фактически сделало ненужным заочное отделение, — жалуются в харьковских вузах. Может, это и не было таким уж сюрпризом, но последствия стали ощущаться только сейчас.
— Люди 10–15 лет назад закончили школу. У них есть место работы и все остальное, им только нужно получить заочное образование. Но так как программа поменялась, участвовать в независимом тестировании они не захотели. А нет сертификатов — мы не имеем права принимать документы, — говорит ответственный секретарь приемной комиссии ХНУ имени В. Н. Каразина Олег Юрченко.
На заочном отделении университета имени Каразина вдвое меньше абитуриентов, чем в прошлом году. В НТУ «ХПИ» вообще критическая ситуация: количество заявлений уменьшилось в десять раз. Хотя можно предположить, что свободные места займут те, кто по рейтингу не пройдет на стационар.
Экзамены исчезли. почти
Кто точно выиграл в год сертификации, так это нотариусы. Абитуриенты стараются заверить как можно больше копий своих документов: три, четыре, пять, а то и больше. Если для одной специальности имеющихся баллов окажется недостаточно, то будет еще не один шанс. Конечно, поступать сразу в несколько мест можно было и раньше. Но что такое пять специальностей? Как минимум десять вступительных экзаменов. Каждый раз волнение и бессонные ночи. То ли дело сейчас: выстоял очередь и жди, пока не составят рейтинг сертификатов и объявят проходной балл. Спасибо министерству образования за наши нервные клетки.
Впрочем, экзамены не исчезли с лица земли. Катю, например, ожидает испытание по английскому языку. Тесты по этому предмету в МОН подготовить пока не способны, поэтому знания абитуриентов проверяются старым добрым способом, при котором возможности «завалить» и «протолкнуть кого надо» давно изучены. Кстати, менеджеры и экономисты-международники сдают иностранный язык только с этого года — таков приказ министерства.
— О том, что будет на экзамене, нам ничего не рассказали, — говорит Катя, — ни дату не назвали, ничего. Дети, приходите и узнавайте.
Кроме иностранного языка, из экзаменов остается творческий конкурс для журналистов и экзамены по искусству. Традиционную форму поступления вузы сохранили для военных и граждан России, которые тестирование не проходили.
«Одинаковых быть не может»
Вопрос, который интересует давно: что будет делать приемная комиссия, если окажется несколько человек с одинаковым количеством баллов. В равных условиях: не чернобыльцы, не медалисты, не олимпиадники. Ответственный секретарь Олег Юрченко заявляет: одинаковых абитуриентов не может быть. В такой ситуации члены комиссии достанут аттестат и подсчитают средний балл. Сравнят оценки по профильным предметам, посмотрят, есть ли грамоты. Но если и здесь не найдут отличий, то будут просить дополнительное место в министерстве, — галантно обещает ответсек. Обычно такие запросы направляют тогда, когда в университет поступают близнецы — чтобы не разлучать.
Льготы через край
Любопытная тенденция этого года — много льготников. Приемная комиссия Каразинского университета каждый день регистрирует по десять человек, которые должны стать студентами в первую очередь. Причем большинство льготников идут на самые популярные факультеты и специальности: иняз, юрфак, журналистика, экономика, МЭО.
— Чернобыльцы, инвалиды — от них много заявлений, — говорит Олег Юрченко. — У нас было совещание с министерством, и задали вопрос: что делать, если у нас будет льготного контингента больше, чем бюджетных мест? Допустим, на прикладной лингвистике 10 мест. А документы подадут 12 льготников. Они по закону проходят вне конкурса. И не любой, у кого будет сертификат 200 баллов, пройдет. Льготника примут, а двухсотбалльника не возьмут.
Если государство обеспечивает образование незащищенным категориям, это прекрасно. Только не секрет, что справки можно выпросить или приобрести у знакомого врача. А если формально все сделано правильно, комиссия не может отказать. Катя рада, что сдавала тесты, а не экзамены. Но, как и многие абитуриенты, она не верит, что со «вступительной коррупцией» вузы попрощались навсегда.
Комментарии:
Такое явление как справедливость и честное поступление отсутствуют.Т.к я и моя знакомая подали документы в один и тот же вуз на одну специальность (У нас было одинаковое к-во баллов,)она поступила, а я нет