Книга обо всех, кто был на войне
Говорят, люди живы до тех пор, пока жива память о них. С каждым годом события Великой Отечественной войны уходят все дальше. Псевдоистория сделала очередной кульбит в угоду правителям: в некоторых областях Украины советские воины, победившие фашизм, попали в разряд оккупантов.
Пусть это будет на совести тех, кто забыл понятие «благодарность». Но есть люди, которые день и ночь, за мизерную плату, по крупице составляют списки людей, погибших в той войне. «Книга памяти» — проект, начатый в конце 80-х, и работа над ним идет по сей день.
В редакции «Книги памяти» при Управлении прессы и информации Харьковской облгосадминистрации работает всего восемь человек. На столах — картотеки, письма, альбомы, архивные документы. Все это надо систематизировать, проверить, подтвердить и занести в банк данных — работа кропотливая и требующая максимального внимания.
Свидетельства о смерти тех, кто выжил
За эти годы было издано 20 томов «Книги памяти», в которую были занесены имена 348 тысяч харьковчан, погибших на фронтах второй мировой войны. В редакцию ежедневно поступают письма с просьбой «помочь в поиске места захоронения» — здесь к таким письмам привыкли и стараются помочь всем. Хотя «Книга памяти» есть в библиотеках и вузах, школах и музеях — изданная тиражом в три с половиной тысячи экземпляров, она сама по себе является своеобразным справочником, где можно найти такие сведения.
Случаются и ошибки — в архивах иногда попадаются свидетельства о смерти тех, кто выжил. Их имена значатся в списках погибших, и даже есть могилы, куда они могут прийти и «помянуть» себя. Дмитрий Афанасьевич Крячко — один из таких «погибших», и дай ему Бог еще много лет жизни. Или Николай Федорович Ольшанский — ему тоже повезло обмануть смерть, хотя его вместе с братом «похоронили» в одной братской могиле. Как бы то ни было, несмотря на казусы (побольше бы таких ошибок!), «Книга памяти» издается, и сведения о наших земляках, не доживших до Победы, продолжают поступать.
Жестокая документальность
В рамках проекта издается «Книга скорби» — трехтомное издание о жертвах оккупации. Здесь собраны сведения о мирных жителях Харькова и области — расстрелянных, повешенных, замученных в застенках и задушенных в душегубках. Страшные свидетельства зверств «просвещенной» арийской расы над «неполноценными» народами: список расстрелянных в Дробицком Яру, список умерших от голода и болезней, казненных подпольщиков. А вот фотография воспитанников детского дома в Сокольниках… Сирот, умирающих от истощения, «истинные арийцы» использовали как доноров крови для откормленных летчиков люфтваффе. Сегодня из тех детей в живых осталось только 16, и они каждый год собираются на месте, где когда-то был их детдом. Эти люди могут быть уверены — в «Книге скорби» их трагедия останется навсегда, а значит, есть шанс, что она не повторится. Книга потрясает своей жестокой документальностью. Здесь нет художественного вымысла, свидетельства очевидцев и фотографии — это не продукт разыгравшегося воображения писателя. Читать очень тяжело — нам, не знающим, что такое война, трудно даже представить, какой страшной жизнью жил наш Харьков в те годы.
Много неравнодушных
Книга «Победители», которую издают здесь же, посвящена тем ветеранам, которые дожили до Победы. Пока она только в стадии разработки. Татьяна Величко, одна из «ветеранов» редакции, рассказывает:
— Здесь будут все наши земляки, которые прошли дорогами войны. Начнем мы книгу с Героев Советского Союза, офицеров, кавалеров Орденов Великой Отечественной… Никто не будет забыт. Спасибо людям — нам помогают в поисках, присылают фотографии и целые биографии, документы. Мы сотрудничаем с музеями и архивами, ветеранскими и общественными организациями. Много просто неравнодушных людей — вот, к примеру, сотрудники музея Харьковского кооперативного техникума. Или прапорщик МВД Александр Анатольевич Ефименко, который постоянно присылает нам все новые данные — он занимается поиском имен наших земляков в Интернете, и все, что удается найти интересного, приносит сюда…
А вот то, что в редакции даже нет нормального компьютера, для меня было новостью. Нет, у верстальщика примитивный компьютер есть, но остальные члены редколлегии работают по старинке — картотека, телефон, беготня по архивам и море писанины. Об Интернете они вообще могут только мечтать. А ведь это существенно бы облегчило их труд (заметьте — труд благородный и бескорыстный). К слову, из-за бюрократических проволочек, связанных с изменением статуса редакции и каких-то бухгалтерских неурядиц сотрудники вот уже полгода сидят без зарплаты.
…И все же редакция работает. Правда, сотрудники не уверены, что им удастся довести дело до конца. Во-первых, работы еще много — списки все время пополняются. Во-вторых, финансирование зависит от того, найдутся ли деньги в областном бюджете, а это решают наши народные избранники. Вот решат, что денег нет — и все, проект придется свернуть. Хотелось бы верить, что до этого не дойдет.
— Мне хотелось бы сказать спасибо всем, кто нам помогает, — говорит Татьяна Юрьевна. — И мы будем рады любой помощи: пишите, присылайте нам свои свидетельства и рассказы — никто не должен быть забыт. С каждым годом все меньше свидетелей тех событий, и нужно успеть сделать максимум, чтобы память осталась, чтобы трагедия не повторилась…
Адрес и телефон редакции «Книги памяти»: Госпром, 6-й подъезд, 7 этаж, комната 637а. Тел. 757-07-96
Комментарии:
там был мой прадедушка
"Псевдоистория сделала очередной кульбит в угоду правителям: в некоторых областях Украины советские воины, победившие фашизм, попали в разряд оккупантов."А кем их еще могут считать в некоторых регионах Украины? В 1939 году СССР в союзе с Гитлеровской Германией оккупировали польские земли. Это по вашему псевдоистория????