Курсанты учатся летать
У курсантов авиационного факультета Харьковского университета Воздушных сил имени Ивана Кожедуба 18-го июня началась летная практика. Этого дня многие ребята ждали с нетерпением – сегодня у них первый самостоятельный полет. Позади теоретические занятия, прыжки с парашютом, и вот он, момент истины: под рукой штурвал послушной машины, а под ногами – сотни метров до земли.
Традиция — не бриться и не давать интервью
На огромном изумрудно-зеленом поле аэродрома «Коротич» самолеты и вертолеты кажутся игрушечными. Вот в эти «игрушки» сегодня предстоит поиграть второкурсникам и третьекурсникам университета. Вокруг — старшие офицеры университета, инструкторы (настоящие асы: чемпионы, мастера спорта, живые легенды), высокие гости из Киева и журналисты.
У курсантов с этим днем связана масса традиций. К примеру, написать на сигаретах свою фамилию и раздать знакомым и наставникам, несмотря на то, что в большинстве своем эти ребята не курят. Но традиция есть традиция, и все ее соблюдают. В этот день ребята не бреются — плохая примета. И еще один обычай, повергший нас в уныние — никаких интервью…
Журналисты собираются возле офицеров — у них таких табу нет. Заместитель начальника Общества содействия обороне Украины, полковник Владимир Шевченко охотно рассказывает о плюсах и минусах подготовки будущих летчиков:
— Сегодня начинается летная практика, до 15 августа курсанты должны налетать по 20 часов на вертолете «Ми-2» и по 15 — на самолете «Як-52». Все мы помним время, когда курсанты вообще практически не летали. Сейчас все идет по плану, уровень подготовки достаточно высокий. Хотя, по моему мнению, начинать летать надо с первого курса. А в идеале — лет с 15, для этого должны действовать авиационные клубы и школы для подростков…
Начальник университета, генерал-лейтенант Виктор Ткаченко волнуется не меньше своих подопечных, но, как истинный военный, скрывает свои чувства за немногословным поздравлением и теплыми пожеланиями в адрес курсантов, которых сегодня ставят «на крыло».
Другой уровень игры
Учебные полеты на «Як-52» уже закончились, на очереди — вертолетчики.
Три «Ми-2» к взлету готовы. Техники еще раз тщательно проверяют винтокрылые машины. Первые курсанты, на ходу надевая шлемы, идут к вертолетам. Издалека ребята кажутся совершенно беззащитными: маленькие человечки, идущие в одиночку по огромному полю к боевой машине. Один за другим вертолеты взлетают, зависают на небольшой — метра три — высоте, потом опускаются, потом опять взлетают, делают круг над аэродромом. К «вертушке» бежит следующий курсант, а отлетавший возвращается к приятелям, которые встречают его объятиями и овациями. Выражение лица дебютантов описать трудно — так глупо-счастливо обычно выглядят влюбленные. Ребята изо всех сил пытаются скрыть переполняющие их эмоции и стараются выглядеть солидно. По секрету: получается у них это плохо, но им можно по-хорошему позавидовать. Ведь для курсантов военных вузов практика сродни празднику — об этом много раз говорили и будущие танкисты, и будущие летчики. Мальчишки любят играть в войну, а когда грозная машина подчиняется твоим рукам — это уже другой уровень игры… Не за горами день, когда будущие летчики перейдут на более серьезную технику — самолеты «Л-39», максимально приближенные к боевым машинам, и вертолеты «Ми8», которые в четыре раза тяжелее «Ми-2»…
Ощущение от полета
И все же нам удалось «расколоть» кое-кого из курсантов на короткое интервью.
— Как себя чувствую? Нормально, — пожимает плечами Дмитрий Уразов. — Конечно, ощущение от полета, когда штурвал у тебя в руках, несколько другое, но, в общем, страшно не было.
— Сегодня многое зависило от инструктора, который находился рядом, но все-таки это мой первый полет, — рассказывает второкурсник Дмитрий Манзюк. — Это не так просто, как «сел и поехал» — нужно долго учиться. Я ведь первый военный в своей семье, поэтому, считай, начинал с нуля.
…Когда вертолет отрывается от земли, мы не выдерживаем и нарушаем обещание сидеть смирно: мы начинаем ползать по вертолету и снимать все, что попадает в объектив. Вид сверху потрясающе красив — залитое солнцем зеленое поле аэродрома, маленькая тень нашего вертолета, словно игрушечные домики, тоненькие дороги и маленькие автомобильчики. Все напоминает топографическую карту. За штурвалом — молоденький курсантик, но нас это абсолютно не пугает — вопервых, рядом инструктор, а во-вторых — как сказал нам один из работников аэродрома, — за 10 лет, что он работает, не было ни одного ЧП, что только подтверждает высокий уровень подготовки курсантов.
На обратном пути мы беседуем с заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины. генерал-лейтенантом Игорем Романенко.
— Сегодня боевая авиация становится во многом определяющей, — говорит генерал-лейтенант. — Локальные войны показывают, что боевые действия все больше переходят, так сказать, в воздух. Как правило, все начинается с ударов авиации, и лишь затем идут сухопутные войска. Поэтому от подготовки военных летчиков в плане обороноспособности зависит многое.