Харьковская «Богема»: молодежи должно понравиться
На премьере спектакля «Богема», поставленного коллективом ХАТОБа к 150-летию со дня рождения автора оперы Джакомо Пуччини, театр начался не «с вешалки», а прямо с порога. Войдя в фойе 24 июня, зрители оказались на Монмартре конца позапрошлого века, где дразнит аромат кофе, прелестные цветочницы предлагают букетики фиалок.
А затем, в зале, зрители перенеслись с парижской улицы под крышу бедной мансарды…
В последний раз опера «Богема» ставилась в Харьковской опере 45 лет назад, в 1963-м году.
По словам театрального художника и главного режиссера, современный вариант постановки существенно отличается как прочтением, так и оформлением спектакля. По либретто, действие оперы происходит в Латинском квартале Парижа в 1830-м году. Режиссер перенес героев во время написания оперы, последние годы XIX столетия, когда над Парижем уже царил силуэт Эйфелевой башни.
Башня — символ Парижа, стала молчаливой героиней оперы. Она присутствует в декорациях всех четырех актов, как воплощение Города, щедро дарящего богатство и блеск тем, кто сумел пробиться к успеху, но к тем, кто дал слабину — холодного и равнодушного.
Почему «Богема»?
Ирина Нестеренко, главный режиссер:
«Я задавала себе вопрос: что такое богема сегодня? Получилось, что ощущение богемной жизни, характерное в свое время для определенной прослойки общества, выплеснулось из чрева Парижа в мир. У нас сейчас молодежь живет богемной жизнью. Когда в понятии «богема» присутствует понятие творчества, это хорошо. Когда творчество изымается, и остается только образ жизни, в этом нет ничего хорошего…»
Любовь Морозко, директор ХАТОБа:
«Я очень бы хотела, чтобы на спектакль пришла молодежь. Чтобы почувствовала, что опера — это не закрытый элитарный клуб, а живое искусство. Почему «Богема»? Потому что в ней театр отвечает на вечные вопросы, которые стоят перед молодыми людьми и сегодня».
«Делает честь Украине»
Надежда Швец, главный художник театра:
«Спектакль грандиозный, очень сложный. Далеко не каждый театр сможет реализовать такое смелое прочтение. Можно говорить о беспрецедентности этой трактовки, оригинальности художественного и режиссерского решения. Такого не было никогда. Считаю, этот спектакль делает честь не только Харькову, но и Украине».
Билеты на Праздник Оперы были раскуплены задолго до дня премьеры. А театр готовится к новым спектаклям. «В апреле 2009-го года, который будет годом 200-летия со дня рождения Николая Гоголя, мы планируем поставить оперу «Черевички» гениального Чайковского, написанную на сюжет его повести «Ночь перед рождеством», — делится планами директор ХАТОБа Любовь Морозко.